nullЧетверг, 06.02.2025, 01:44null
null · RSSnull
null
Меню сайта
null
null
null
Категории каталога
null
null
null
Форма входа
null
null
null
Поиск
null
null
null
Друзья сайта
null
null
null
Статистика
null
null
null
 Статьи
null
Главная » Статьи » Chery » Chery A1

Китайский гамбит [Журнал "Профиль" №26 (440) от 11.07.2005]

Китайский гамбит

          Дата: 11.07.2005

          Издание: Журнал "Профиль"

Китайские автомобили готовятся всерьез атаковать Россию. Официальные представительства заводов Поднебесной появляются на нашей земле как грибы после дождя. А специально созданный Новосибирский автомобильный завод намерен уже осенью начать сборку машин самой амбициозной марки Chery.
Oфициально продажи китайских машин в России открылись в конце прошлого года. Многие не верят в завоевателей из Поднебесной. Тем временем китайцы могут составить конкуренцию не только российскому автопрому и подержанным иномаркам, но и новым импортным автомобилям. Над корейскими машинами лет десять назад тоже смеялись. Теперь они самые покупаемые.

Дешевые подделки

Автомобилизация Китая идет самыми высокими темпами в мире — по миллиону штук в год. В начале этого века в стране производилось не более миллиона автомобилей. Сейчас — в пять раз больше. По количеству машин КНР — уже четвертая страна в мире. В этом году, по сообщению Национальной ассоциации автопроизводителей КНР, Китай планирует продать более 6 млн. машин и стать третьей автомобильной державой после США и Японии. В 1994 году автопромышленность здесь была объявлена приоритетной, тогда же сняли ограничения на владение собственным автомобилем и до 250% повысили пошлины на импорт. Сегодня в Китае 200 автозаводов и три десятка собственных марок автомобилей.

Если десять лет назад на 1000 китайцев приходилось 1,1 автомобиля, то теперь потребители не успевают за темпами производства машин и местный рынок близок к насыщению. По рассказу ответственного сотрудника Ассоциации китайских автопроизводителей У Бэня, хорошие автомобили по-прежнему доступны лишь узкому кругу лиц — «новым китайцам». К тому же в крупных городах количество машин искусственно сдерживается высокими налогами при регистрации. В Пекине или Шанхае выплаты «за номерной знак» достигают трети цены автомобиля.

Но желание уже сегодня иметь хоть какую-нибудь машину есть практически у всех, поэтому частные предприятия, клепающие авто чуть ли не на коленке из подручных материалов, появляются в стране буквально каждый день. Принцип у всех один: за основу берут популярную в мире модель, разбирают на части, точат аналогичные детали, подгоняют купленные по лицензии или на местных заводах моторы — и машина готова. Внешне — Toyota Land Cruiser, Mercedes S или «пятерка» BMW, а стоит всего $5—7 тыс. Это и есть китайский ширпотреб. По точно такому же сценарию развивались автомобильные отрасли Японии и Южной Кореи. Следом идут Малайзия, Индонезия, Индия и, может быть, Вьетнам.

Buick по-китайски

Бояться дешевых подделок пока рано: на множество мелких заводов приходится чуть более 10% всего авторынка Китая. В стране есть несколько крупных и серьезных государственных автокомпаний и десятки сборочных заводов, построенных мировыми автогигантами. Они-то и определяют политику на рынке. General Motors, например, имеет в Китае 12 совместных предприятий, дизайн-центр и полигон. Buick — одна из самых популярных марок в Поднебесной. Другой крупнейший производитель машин в Китае — Volkswagen, у него 3 предприятия. Почти вся прибыль вкладывается в новые СП. Доля локализации на отдельных заводах — почти 80%. Оба гиганта продают на внутреннем рынке по 600 тыс. машин в год — каждый больше, чем все мировые автопроизводители в России, вместе взятые.

А еще есть Toyota, корейские Hyundai и Kia. Со следующего года сборку своих машин под Пекином откроет Mercedes. Есть заводы BMW и Audi. Практически все именитые автопроизводители имеют в Китае хотя бы одно предприятие. Емкость китайского авторынка продолжают оценивать как самую большую в мире — 13 млн. машин к 2010 году, что сопоставимо с продажами машин во всей Европе или США. К тому же с этого года в стране сняты квоты на ввоз машин из-за границы.

Все это вместе и создает напряжение на рынке. Перепроизводство — реальная угроза. В ожидании роста доходов населения госпредприятия и мировые гиганты готовы экспортировать свою продукцию и комплектующие на другие рынки. Главный козырь — автомобили китайской сборки стоят в 1,5—2 раза меньше западных «одноклассников», а по качеству (по крайней мере, на совместных предприятиях с иностранным контролем) не уступают собранным в Венгрии, Чехии, Польше или России.

При этом правительство уже само борется с кустарными заводами. Принято постановление, по которому отечественные производители обязаны образовывать стратегические альянсы, где каждый должен иметь не менее 10% рынка. По словам У Бэня, качество китайских машин будет меняться так же стремительно, как облик городов Китая и внешний вид самих китайцев. А последний автосалон в Шанхае показал, что китайцы умело и на высоком уровне копируют все, включая гибридные автомобили, современный полный привод или итальянский дизайн. Единственные слабые звенья сегодня — короткие межсервисные интервалы, малые сроки гарантии и отсутствие дилерских сетей за пределами страны.

Стратегическая дружба

Самая амбициозная китайская компания, пользующаяся особым покровительством властей, — Chery Automobile. Она первой начала атаку на мир. Уверяя, что у нее собственные, оригинальные разработки, компания в действительности копирует самые популярные модели Chrysler, Peugeot или Ford и не вылезает из судов. Но все для нее кончается хорошо. А одним из партнеров недавно стал концерн BMW. В планах Chery — открыть сборочный завод в Европе. Она же будет поставлять комплектующие и на Новосибирский автозавод (НАЗ). Причем, как говорят руководители компании, они готовы организовать в Сибири полноценное производство, а не отверточную сборку, и все к тому уже идет.

Владелец НАЗа концерн «Трансервис», специализирующийся на продаже нефтепродуктов и дорожном строительстве, с осени станет собирать «паркетный» внедорожник Chery Tiggo, внешне похожий на Toyota RAV4 и Honda CRV. При этом уверяют, что российский автомобиль получится на $3—4 тыс. дешевле китайского (видимо, за счет нулевых пошлин на компоненты) и, стало быть, окажется на $12—14 тыс. дешевле своих японских «прародителей».

Вторая модель НАЗа, готовящаяся к производству, — Chery Feng Yun на базе VW Golf третьего поколения — прямой конкурент «Калине», Renault Logan и прочим экономавтомобилям. Ее обещают продавать за $8 тыс. В портфеле завода есть и другие модели, например на основе VW Passat, чрезвычайно популярного у наших автолюбителей. Мощность НАЗа — 10 тыс. машин в год. По словам президента «Трансервиса» Владимира Бойко, на развитие подобного бизнеса в России достаточно $20 млн. (для сравнения: Ford вложил в свой завод во Всеволожске не менее $100 млн.). Компания «Пекинский джип», входящая в «Трансервис», имеет дилерскую сеть и представительства в Москве, Питере, Ростове и других крупных городах и уже распространяет ввозимые в страну китайские машины.

Другая компания Поднебесной — FAW, лидер китайского автопроизводства, — открыла сборку машин в Бийске (Алтайский край), на базе котельного завода. Пока здесь начали выпускать внедорожник и пикап Tianye Admiral на базе некогда одного из лучших джипов мира — Toyota HiLux десятилетней давности. У машин полный привод с подключением и вся полагающаяся для такого класса автомобилей комплектация, включая парктроник, кондиционер, CD-плеер, кожаный салон. Машины продаются за $18—20 тыс., вдвое дешевле базового аналога. Распродано уже почти 300 машин. План на этот год — 1000 автомобилей, на 2006-й — 5—6 тыс.

В Москве FAW подружилась с ЗИЛом. Когда-то наш автозавод стоял у истоков создания первого предприятия этой компании. В 1959 году в Китае работали 600 советских специалистов. ЗИЛы пятидесятилетнего возраста и поныне встречаются на дорогах Поднебесной. Но теперь FAW берется поставлять нам свои грузовики и автобусы (по две модели каждого назначения, как сказал директор по маркетингу торгового дома «ЗИЛ» Виктор Новоченко). Произойдет это в начале 2006 года.

Одновременно китайские двигатели (по лицензии Cummins) будут ставить на выпускающиеся грузовики ЗИЛа, в частности «бычки», отодвинув от поставок братьев-белорусов. С помощью восточного соседа на ЗИЛе планируется запустить автомобиль коммерческого назначения — пикап или мини-фургон, говорит Новоченко.

FAW изготавливает в год почти 1 млн. автомобилей. ЗИЛ в прошлом году выпустил чуть более 14 тыс. Через сбытовые сети ЗИЛа китайцы выходят на страны СНГ. А через корейскую автокомпанию SsangYong они могут влиять и на другого нашего производителя — УАЗ, которым владеет «Северсталь-Авто» и который намерен производить в России корейский внедорожник Rexton (китайцы с недавнего времени владеют контрольным пакетом акций SY).

Они уже здесь

По сведениям Национальной ассоциации автопроизводителей, генеральных импортеров в России уже имеют компании Beijing, Brilliance Auto, Changan, FAW, Geely, Great Wall (начинала с торговли ГАЗами в Китае), SAIC, Tianjin, Xinkai — это более сотни дилеров в более чем половине регионов страны. При этом никаких особых требований к продавцам у китайцев нет, и количество дилеров растет день ото дня.

По экспертным оценкам, китайцы успели продать в России не меньше 3 тыс. автомобилей (для сравнения: Hyundai начинала с 500 машин, а сейчас продает 50 тыс.). В основном это машины совместных предприятий и модели, спроектированные специально для китайского рынка. Но нет гарантии, что одновременно с качественным товаром к нам уже не проникают машины сомнительных фирм вроде первой частной компании Geely, которая делает целиком собственные автомобили, похожие на «мерседесы» S-класса и BMW 5-й серии, за $5000.

Момент для экспансии в Россию выбран благоприятный. Автомобильный рынок в нашей стране растет очень быстро. Покупатель не капризный и все еще предпочитает приобретать дешевые, а не хорошие машины. Особенно в регионах (там и распространяют сейчас свои авто хитрые китайцы). Имея машины во всех классах, китайские производители намерены перекрыть ими все нижние ценовые ниши, в которых у нас наибольший спрос. Однако у той же FAW Group, например, есть свой суперроскошный автомобиль — шестиметровый «Красный флаг» (Red Flag HQD) — копия «роллс-ройса» шириной два метра и с решеткой радиатора, похожей на никелированную спинку кровати 50-х годов прошлого века. Машина стоит $300 тыс., и ее охотно покупают богатые азиаты.

Китайские машины угрожают российскому автопрому, европейским и японским сборочным предприятиям на нашей территории и тем же машинам из Южной Кореи. Экспансия фактически началась, но правительство, похоже, не знает, как реагировать. Чтобы закрыться от китайского автонашествия, нужно, во-первых, ужесточить сертификацию официально продвигающихся на рынок машин, а во-вторых, — отменить норму, согласно которой любой гражданин нашей страны может ввозить без сертификата соответствия до 150 автомобилей. Правда, власти вряд ли на это пойдут по политическим соображениям. А нынешние хозяева российских автозаводов хотят развиваться и получать прибыль, пусть даже за счет китайцев.

Наступление по всем фронтам

Китай не только настойчиво предлагает всем свои авто, но и активно скупает мировой автопром. Легендарные английские марки MG и Rover на днях подхватила Шанхайская автомобильная компания (SAIC). Воспользовавшись банкротством, она купила права на ведущие модели Rover и MG — Rover 75, 25 и 45 и MG TF. На Альбионе разразился скандал, сравнимый с тем, какой был, когда продавали немцам Rolls-Royce и Bentley. Китайцы же хитро объясняют, что купили всего лишь права на производство двигателей для машин этих марок и сами модели их не интересуют, поскольку все равно эти машины не будут пользоваться в Китае спросом. Однако китайская пресса сообщает со ссылкой на руководство SAIC, что первые китайские копии Rover 75 сойдут с конвейера в конце следующего года, договоренности с основными поставщиками MG Rover тоже есть и, более того, SAIC готова взять к себе на работу весь инженерный персонал MG Rover. Сверх того, китайцы намерены организовать в Вест-Мидлэндс собственный инженерный центр на базе бывшего завода MG Rover. Одновременно SAIС подписала контракт с британской компанией Ricardo на «выполнение нескольких инженерных разработок». Ricardo специализируется на техническом консультировании производителей двигателей, трансмиссий, блоков управления и электроники. А на днях немецкая пресса сообщила, что SAIC ведет тайные переговоры о покупке контрольного пакета акций Fiat, которая уже не один год испытывает финансовые трудности. Шанхайская компания намерена в 2007 году выпустить машину под собственным брендом и продавать ее в Европе и США (пока SAIC выпускает модели марок GM и VW).

Уже этой осенью другой китайский автопроизводитель, Shenyang Brilliance Jinbey, представит для продажи на европейском рынке машину среднего класса Zhonghua, внешне схожую с новыми моделями BMW. В ней две подушки безопасности, АБС, парктроник, кондиционер, 2-литровый мотор, скорость под 200 км/ч и расход 7 л. Стоить она будет не более 20 тыс. евро (на 4—6 тыс. евро меньше наиболее распространенных машин среднего и ниже класса в Европе). В запасе у завода есть малолитражный автомобиль, универсал и минивэн — полная гамма на случай массового вторжения, если пробный камень окажется удачным.

Тем временем компания Tianjin Automobile, созданная с участием китайского и японского капитала (основная продукция — малолитражки на базе японских моделей Daihatsu), атакует Казахстан и Белоруссию. Ее машинки (аналоги — лучшие в Японии) стоят в Китае около $5000. Компании без иностранного капитала — Chery и Geely — продают свои машины уже в 32 странах Ближнего Востока, Северной Африки, ОАЭ и Вьетнаме. Китайские банки охотно дают кредиты на зарубежные проекты. Chery, к примеру, на днях получила первые $620 млн. По $800 млн. у SAIC и FAW.

Нежданная помощь

Удивительно, но китайцам охотно помогают их потенциальные конкуренты. Мировые автогиганты не только строят в Поднебесной современные заводы, технологические и научно-исследовательские центры с передовыми испытательными лабораториями и полигонами, но и сами начинают экспорт своих машин из Китая. Недавно Honda отгрузила в Европу первую партию своих машин Jazz. Пока в количестве 150 штук. Они появятся в салонах Германии и Италии. План на ближайшие пять лет — 50 тыс. машин. При этом цены на китайские изделия останутся такими же, что и в Европе. Honda рассчитывает капитально заработать на разнице себестоимости товара: труд рабочих в Китае в 25 раз дешевле европейского.

О производстве в Китае субкомпактных автомобилей для США подумывает и DaimlerChrysler, концерн уже ведет такие переговоры с китайской стороной. А заодно планирует использовать компоненты китайского производства на своих заводах в Германии и Америке.

Ажиотаж вокруг китайских машин развернулся и среди частных предпринимателей. Бизнесмен из США Малкольм Бриклин начал импорт машин марки Chery в США. При этом он даже готов дать им какое-то новое имя по настоянию GM, чьи машины марки Chevrolet именуются в Америке Chevy. Однако китайский хэтчбек Chery QQ, который предприниматель собирается ввозить, уже никак не исправишь, а он как две капли похож на Chevrolet Spark, продающийся в Штатах. Chery QQ будет дешевле «спарка» на 20%.

GM — третья компания, в последнее время подавшая в суд на китайских предпринимателей за нарушение прав на интеллектуальную собственность. Однако при этом она инвестировала $2 млрд. в совместные предприятия в Китае, став крупнейшим иностранным производителем автомобилей в этой стране. Глава концерна Рик Вагонэр не скрывает, что Китай стал более приоритетным для GM рынком, чем даже американский. Только благодаря продажам машин в этом регионе General Motors удается заканчивать каждый год с прибылью.

При этом между GM и VW развернулась нешуточная борьба за первенство на китайском рынке. Компания Volkswagen первой пришла в Китай, еще в 1985 году. Ее доля рынка составляла почти 39%. Теперь она упала до 19% и продолжает уменьшаться. По мнению председателя правления VW Бернда Пишетсридера, американские конкуренты обходят европейцев на ценовом поле.

Ощутимый удар по продажам наносит рост стоимости евро по отношению к доллару и, соответственно, юаню, который прочно привязан к американской валюте. Только одно предприятие VW, выпускающее в Китае автомобили «ауди» и «фольксваген», с начала года потеряло более $50 млн. Чтобы спасти положение, VW спешно строит заводы комплектующих, пытаясь максимально поднять уровень локализации. Мировые автогиганты стремятся как можно быстрее заработать на китайской автореволюции.

Категория: Chery A1 | Добавил: chinacar (26.11.2008)
Просмотров: 653 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
null
null